Как развивалась российская экономика последние 30 лет. Здесь — главные события, ставшие драйверами для бизнеса и предпринимателей.
Международный сетевой центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен «.ru» для Российской Федерации.
Первым сайтом в зоне «.ru» стал каталог под названием Russia on the Net, содержащий ссылки на русско- и англоязычные страницы. Каталог был небольшим: интернетом тогда пользовались в основном ученые и продвинутая публика. Рассмотреть его бизнес-перспективы было практически невозможно.
Между тем в 1990-е было создано множество брендов и продуктов, которые затем определили развитие Рунета. В их числе: запуск первых русскоязычных поисковиков — «Рамблер» (1996) и Yandex (1997), проведение первого в стране интернет-форума (1997), появление первой онлайн-библиотеки lib.ru (1998).

Одними из первых Рунет начинают осваивать СМИ. В 1996 году агентство «Росбизнесконсалтинг» запустило первую в России онлайн-систему, где в режиме реального времени транслировались ход торгов на российских биржах и котировки ценных бумаг. В 1998 году в ходе кризиса «Росбизнесконсалтинг» смог потеснить «Анекдот.ру» с первого места самых популярных сайтов Рунета: фондовые котировки оказались в стране важнее юмора.
В 1998 году доступ в интернет был у чуть более миллиона россиян. В 2000-м возможностями Сети пользовались уже более 3 млн, а в 2009-м — 37,5 млн человек, более 30% взрослого населения страны. Связь становится быстрее и дешевле, снижается цена компьютеров, появляется мобильный интернет, и Рунет растет с невероятной скоростью, привлекая ежегодно миллионы новых пользователей. Наконец, в 2021 году количество регулярных пользователей перешагнуло отметку 100 млн. По этому показателю Россия входит в топ-10 стран мира.

В 2000-е Рунет вместе с ростом его аудитории становится площадкой для серьезного бизнеса. Приходят большие деньги, многие популярные сайты обретают новых владельцев или выходят на биржу, привлекая средства для развития. Происходит консолидация Рунета в рамках структур крупных компаний. Еще большей популярности способствуют социальные сети, мессенджеры, расцвет маркетплейсов и интернет-торговли. В последнее десятилетие присутствие в Рунете становится обязательным элементом практически для любого бизнеса и неотъемлемой частью жизни практически каждого россиянина.
Серьезным стимулом для развития интернета в России стала эпидемия COVID-19. Страна переживает локдаун с помощью совершенствующихся за невероятные сроки сервисов: онлайн-доставок, видеосвязи, прочих цифровых услуг. И переходит на удаленный режим работы. Свою роль сыграли и государственные сервисы: в России онлайн можно зарегистрировать фирму, проголосовать, заплатить налоги, получить практически любую справку и принять участие в переписи населения. Страна становится одним из признанных лидеров по степени развития государственных онлайн-сервисов. Россияне с недоумением смотрят на Европу, где общение с государством происходит либо по почте, либо в очной форме.

Одновременно государство начинает все активнее регулировать Сеть. Территория абсолютной свободы начинает соблюдать законы. Россияне привыкают платить за контент, изучают список сайтов, запрещенных Роскомнадзором, получают электронные подписи для госсервисов.
Рунет, который вначале казался забавным развлечением для небольшой аудитории, оказался в итоге огромной сферой экономики. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), по итогам 2022 года вклад интернета в экономику России составляет 12,2 трлн руб., что на 29% больше по сравнению с 2021 годом. По прогнозам аналитиков РАЭК, в 2023 году экономика Рунета вырастет еще на 30% — до 15,8 трлн руб.

Закон со значительными изменениями и доработками продолжает действовать до сих пор, являясь базовым для работы предприятий — по состоянию на 1 января 2023 года в России насчитывается 52 331 акционерное общество (АО).
Первые акционерные общества стали возникать в стране в конце 80-х годов. Однако правовая основа для их создания практически отсутствовала. Первые АО создавались на базе постановления Совета министров СССР № 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 15 октября 1988 года, а затем Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного постановлением Совета министров СССР № 590 от 19 июня 1990 года.
Эти нормативные документы, очевидно, были несовершенны и не описывали большого количества появившихся впоследствии практик.

Новый закон, в частности, ввел понятия привилегированных и обычных акций, закрытых (акции распределялись среди закрытого круга лиц, передача бумаг требовала согласования всех акционеров) и открытых (свободная передача и продажа акций) акционерных обществ. С тех пор закон неоднократно дополнялся, но суть его оставалась неизменной. Самые серьезные поправки в закон были внесены лишь в 2014 году. Заметным для всех изменением, например, стала замена «закрытых» и «открытых» на «непубличные» и «публичные» акционерные общества. В результате были потрачены миллионы рублей на смену табличек, перепечатку рекламных брошюр и официальных документов.

В начале XXI века количество акционерных обществ в России стало подбираться к 100 тыс., однако развитие другой организационно-правовой формы в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО) привело к сокращению количества АО. Открыть ООО оказалось на практике и проще, и дешевле, процедура не требует изматывающей бумажной волокиты. Преимущества АО, а именно: четко прописанные процедуры принятия управленческих решений, разрешения спорных ситуаций и передачи долей в предприятии — оказались актуальны для крупного и среднего бизнеса, а малый бизнес выбрал ООО.

Одновременно с появлением акционерных обществ в России стал формироваться фондовый рынок. В 1992 году в Москве появляется сначала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а летом 1995 года начались торги в электронном режиме на классическом рынке акций — «Российской торговой системе» (РТС). В середине 90-х в стране действовало несколько десятков бирж, но объемы торгов и количество предложений были весьма скромными. В конце 1997 года на ММВБ обращались 50 видов акций 33 корпоративных эмитентов.
В декабре 2011 года главная валютная биржа России ММВБ и фондовая биржа РТС объединились и получили новое название ПАО „Московская биржа“. Сегодня на Московской бирже обращается 283 вида акций 229 эмитентов, а месячный объем торгов на площадке превышает 97 трлн руб.

6 июля 1995 года в России вводится валютный коридор. Государство впервые применяет новый инструмент для контроля курса национальной валюты, определяя его предельные значения: минус 5,7% — плюс 7,5% от официального курса на 5 июля 1995 года. Таким образом, один доллар стоит приблизительно 4500 руб.
Центральный банк и правительство учатся регулировать курс рубля, чтобы не допустить его новых обвалов, таких как в октябре 1994 года, когда рубль подешевел почти на 30% к доллару.
Основным методом удержания рубля в валютном коридоре становятся валютные интервенции — ЦБ производит покупку или продажу большого объема валюты, влияя на ее курс. Однако ресурсы государства в тот момент ограничены. Уже с 1 января 1996 года был введен так называемый наклонный валютный коридор, когда изменения валютного курса стали привязываться к прогнозным оценкам изменения уровня инфляции, но с небольшим отставанием.

Национальная валюта продолжает дешеветь. К концу 1997 года за доллар давали уже 5960 руб. В 1998 году в России была проведена деноминация: рубль потерял три порядка. Однако и после этого национальная валюта продолжала дешеветь по отношению к доллару, резко потеряв в стоимости на фоне дефолта 1998 года: тогда за две недели курс рубля упал с 6,5 до 21 руб. за доллар.
С февраля 2005 года и до ноября 2014 года в России действовал плавающий валютный коридор, при котором курс рубля рассчитывался как средневзвешенный валютный курс на основе бивалютной корзины. Ее структура начиная с февраля 2007 года была установлена в пропорции 45% евро и 55% доллара США.

В ноябре 2014 года валютный коридор был отменен и стал достоянием истории. Рубль был отправлен в свободное плавание. В декабре вслед за падением цены на нефть национальная валюта подешевела с 53,31 руб. почти до 80 руб. за доллар. Однако даже этот кризис не заставил ЦБ изменить свой подход. Экономика оказалась достаточно сильной, чтобы курс стабилизировался без вмешательств регулятора на уровне 60‒70 руб. в последующие годы.
Удивительные вещи случились с курсом рубля в прошлом году на фоне введения беспрецедентных санкций. Сокращение импорта привело к укреплению национальной валюты до 57,27 руб. за доллар США. Впрочем, эпоха «дорогого» рубля закончилась достаточно быстро: сегодня доллар стоит больше 90 руб. Несмотря на введения ограничений с наличной валютой, ЦБ отказывается переходить к ручному регулированию курса, оставаясь приверженцем рыночного регулирования.

29 июня сайт с объявлениями «Симплекс» опубликовал первый в истории Рунета платный рекламный баннер.
История сохранила его стоимость — $113, но имя первого рекламодателя неизвестно. Так в России появляется рынок интернет-рекламы.
А 30 августа заработал первый интернет-магазин «Символ» (удивительно, но он существует до сих пор под именем books.ru). В его ассортименте были только книги, которые доставлялись почтой.

Эти события явно опередили время. В 1996-м интернет — все еще площадка для технически продвинутой публики, в его коммерческие перспективы почти никто не верит.
Первый серьезный игрок на российском рынке онлайн-продаж появится только в 1998 году — это Ozon.ru. Однако настоящий бум в этой сфере наступит лишь в XXI веке. В конце 1999 года откроется Butik.ru, в 2004-м — Quelle, в 2005-м — Wildberries. С приходом этого игрока поменяется сам принцип онлайн-торговли: на маркетплейсе любой предприниматель может выставить свои товары на продажу.

Возможно ли выжить, покупая еду и вещи только в интернете? В 2013 году этот вопрос больше не звучит издевательски. 42% россиян уже регулярно покупают товары в Сети, а рынок розничной интернет-торговли превышает 2 трлн руб. Здесь представлена одежда, обувь, стройматериалы, продукты, предметы быта. Начинает казаться, что торговли без приставки «онлайн» просто не существует. С появлением «Яндекс.Лавки» в 2019-м поход за хлебом в магазин «за углом» вообще теряет смысл. Сервис круглосуточно доставляет основной набор продуктов в течение 15–30 минут.
Вместе с ростом торговли интернет становится и важнейшей рекламной площадкой. Сама технология рекламы в Сети переворачивает эту сферу. Рекламодатель теперь может не только выбирать аудиторию для своих сообщений, но и оценивать реакцию на свою рекламу.
Уже в 2008 году, по данным агентства Mindshare Interaction, рынок интернет-рекламы оценивался в 14,7 млрд руб. ($592,5 млн). В 2009 году он превышает рекламу на радио. В 2011 году интернет обгоняет печатные СМИ, а в 2018-м — телевидение. В 2022 году рынок интернет-рекламы составил более 520 млрд руб.

Ковид еще больше способствует тотальному переходу россиян в Сеть. В 2022 году рынок розничной торговли в интернете достиг 5,7 трлн руб., увеличившись на 38% в сравнении с 2021-м.
И Рунет продолжает меняться. За последние несколько лет появилось серьезное регулирование рекламы, изменились рекламные площадки: поисковики уступили место видеосервисам, а сейчас стремительно развивается реклама в Telegram. Но главное не меняется: интернет стал основным местом, где люди ищут и покупают товары и услуги, а рекламодатели стараются привлечь потенциальных клиентов.

Главного российского поисковика.
Группа разработчиков переделывает свою программу, которая искала слова в тексте Библии, в интернет-поисковик, осуществляющий поиск по ключевым словам на сайтах Рунета. Сегодня отечественным интернет-проектом пользуются более 60 млн человек ежедневно.

Слово Yandex расшифровывается как yet another indexer (с англ. — «еще один индексатор»). «Яндекс» не был первым поисковиком в Рунете. На тот момент уже успешно работали «Рамблер» и «Апорт». Но все они проиграли в гонке новичку. «Яндекс» отличался не только качеством поиска, но и бизнес-моделью: компания сделала ставку на развитие контекстной рекламы: пользователь видел рекламные объявления в соответствии с тематикой своего поиска. Эта схема оказалась наиболее действенной для рекламодателей.
В 2000 году компания «Яндекс» привлекает первых инвесторов. Baring Vostok Capital Partners и UFG через специальный фонд получили 35,72% акций компании за $5,28 млн. В тот момент команда «Яндекса» насчитывала всего 25 человек, а все данные помещались на одном сервере.
Привлеченные средства идут на развитие. Один за другим запускаются новые сервисы, из самых заметных: «Яндекс.Директ», «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет».
В 2001 году «Яндекс» становится самым популярным поисковиком Рунета, и с этого момента уже никому не уступает это звание.
В середине 2000-х в Россию приходит Google — главный конкурент «Яндекса», а сам «Яндекс» начинает осваивать зарубежные рынки. В 2008 году российский поисковик впервые попадает в топ-10 крупнейших поисковых систем мира с долей 0,9% всех поисковых запросов.
Одновременно продолжается развитие проектов, счет которых идет уже на десятки. «Яндекс» создает под своим именем такие популярные сервисы, как «Пробки», «Видео», «Книги», «Авто», «Время», «Расписания». «Яндекс» становится не просто поисковиком, а первой настоящей экосистемой, где можно купить товары, посмотреть кино, узнать ситуацию на дорогах. Чтобы осознать популярность у пользователей, достаточно сказать, что в 2008 году «Яндекс» обработал 663 млн запросов, а только в июле 2009 года — 1,29 млрд.

В 2011 году «Яндекс» выходит на биржу. 16,3% акций были проданы за $1,3 млрд. Общая оценка компании — $8 млрд, а бумага «Яндекса» становится одной из голубых фишек Московской биржи.
2010-е годы — период международной экспансии (офисы компании появляются в Европе и странах СНГ) и развития новых сервисов. «Яндекс» все больше перестает быть просто поисковой машиной, запуская по очереди «Яндекс.Новости», «Яндекс.Музыку», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Путешествия», «Яндекс.Работу» и «Яндекс.Недвижимость» и другие сервисы.К началу 2013 года «Яндекс» занимает четвертое место в мире среди поисковых систем.Компания активно экспериментирует с искусственным интеллектом, развитием транспорта без водителей и другими передовыми технологиями.
Осенью 2021 года капитализация «Яндекса» достигает $29 млрд — наивысший показатель в истории компании.
Изменение геополитической ситуации и санкции привели к масштабным изменениям в «Яндексе». В ноябре 2022 года стало известно о реорганизации компании. Теперь у «Яндекса» есть российский и зарубежный бизнес.

С этого момента ПМЭФ — главная площадка для общения бизнеса и чиновников, определяющая деловую повестку в стране.
Для крупного бизнеса участие в форуме становится строго обязательным. Благодаря вечеринкам, которые традиционно проводят крупные компании, ПМЭФ не только главное деловое, но и главное светское событие страны.
ПМЭФ с самого начала называли «Русский Давос». Форум становится и главной площадкой для обсуждения макроэкономических проблем, и местом для демонстрации потенциальным инвесторам крупных проектов, а руководству страны — успехов отдельных компаний и регионов. Его проведение — строго обязательно вне зависимости от любых обстоятельств. Форум был отменен только один раз — в 2020 году на фоне разгара эпидемии коронавируса.

Каждый год организаторы форума и представители правительства будут подсчитывать количество стран-участниц и сумму подписанных контрактов — как два главных маркера, показывающих рост интереса к российской экономике со стороны международного сообщества. В 1998 году на форуме присутствовали более 2,5 тыс. участников из 50 стран мира. Были подписаны контракты на $2,5 млрд. В следующем году — уже из 59 стран, а сумма контрактов — $4 млрд. Дальше показатели до недавнего времени только росли, немного проседая в ходе кризисов.
Рекордная сумма контрактов была зафиксирована в 2013 году: 102 соглашения на общую сумму порядка $320 млрд. Специальным гостем форума в том году была канцлер Германии Ангела Меркель. По количеству стран рекорд был установлен в 2019 году: тогда в Санкт-Петербург приехали 19 тыс. человек из 145 стран мира. Показатели 2023 года: 75 стран и территорий и контракты на сумму 3 трлн 860 млрд руб. ($45 млрд).

С 2005 года в форуме принимает участие президент России. Встречи с главами других государств и ответы на вопросы участников форума становятся неотъемлемой частью мероприятия.
В 2006 году форум переезжает из Таврического дворца в выставочный комплекс «Ленэкспо» на Васильевском острове. В 2016 году ПМЭФ был перенесен в «Экспофорум».
За время проведения ПМЭФ случилось множество знаковых подписаний: открытие завода Toyota (2005 год), соглашения о строительстве предприятий Nissan и General Motors (2006), старт сотрудничества «Газпрома» и Royal Dutch Shell и презентация «Сухой Суперджет 100» (2008), привлечение европейских компаний к строительству Северного и Южного потоков (2010), запуск строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (2013), переход Visa и Mastercard на внутрироссийский процессинг (2014), подписание меморандума о сотрудничестве с европейскими компаниями в реализации прокладки газопровода «Северный поток-2» (2015).
Крупнейшей сделкой 2023 года стало соглашение между Ленинградской областью и АО «Русский алюминий Менеджмент» («Русал») на сумму 400 млрд руб. о строительстве глиноземного завода и развитии портовой инфраструктуры для обеспечения сырьем промышленных предприятий России.

С рублей исчезают три нуля. Упрощаются расчеты и бухгалтерия, в оборот возвращается копейка. Страна привыкает к банкнотам, которыми мы пользуемся до сих пор.
Говорить о грядущей деноминации начали еще в 1996 году. Представители правительства один за другим начали сообщать о готовящейся реформе, «когда инфляция в стране будет окончательно подавлена». В 1995 году инфляция превысила 130%, в 1996-м упала до 21,8%, а в 1997-м — до 11%. Тогда власти решили, что время пришло.
В августе 1997 года Борис Ельцин подписал соответствующий указ. А сам обмен начался 1 января 1998 года. Для руководства страны было крайне важно не допустить панику, как это было во время предыдущих обменов наличных в 1991 и 1993 годах. В итоге был установлен беспрецедентный срок, когда старые и новые деньги ходили наравне друг с другом: банкнотами с большим количеством нулей можно было расплатиться до конца 2002 года.

В ходе обсуждения реформы много говорили о дизайне банкнот. Предлагались варианты с известными писателями, учеными, музыкантами и деятелями культуры, животными. Но они все были отвергнуты. Дизайн денег не изменился: в обращении остались привычные купюры с городами России образца 1995 года. Самой крупной стала банкнота в 500 руб. с изображением Архангельска. Нововведением стали монеты — рубли и копейки, последние появились впервые в постсоветской истории.
Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг и банковские учреждения без каких-либо ограничительных мер. В целом процесс вывода старых купюр к концу года практически завершился: по состоянию на 1 января 1999 года в структуре денежной массы в обращении деньги образца 1997 года занимали 98,7%, деньги старого образца — 1,3%. Всего было изъято и уничтожено более 6 млрд банкнот.

Реформа стала одной из самых успешных в истории современной России: она прошла практически незамеченной для населения. Деноминация упростила расчеты, уменьшила количество банкнот, сделала непопулярными бухгалтерские калькуляторы со специальной кнопкой для трех нулей. А присказка «копейка рубль бережет» снова стала актуальной. Например, буханка хлеба в среднем в России в январе 1998 года стоила 2 руб. 40 коп.
К сожалению, инфляцию реформа никак не сдержала. Дефолт привел ее к росту до 84,5% по итогам 1998 года. Уже в 2001 году в России появилась купюра в 1000 руб. с видом Ярославля, а в 2006 году — 5000 руб. с Хабаровском. Копеечные монеты в России официально перестали выпускать в 2019 году.

Предвестник наступления эры социальных медиа.
Блоги заводят многие известные люди, на платформе появляются свои собственные знаменитости. Это новый формат работы с информацией: чтобы писать на большую аудиторию, больше не надо быть журналистом, достаточно завести блог.
«Живой журнал», или ЖЖ, как стали называть LiveJournal в России, недолго был единственной социальной сетью. В 2004–2005 годах появились Facebook (продукт Meta, на данный момент деятельность признана экстремистской, запрещена на территории России), Linkedin (на данный момент заблокирована на территории РФ), Myspace и YouTube, в 2006 году заработал Twitter (на данный момент заблокирован на территории РФ). В том же году появились и первые российские соцсети: «Одноклассники» и «ВКонтакте».

В 2007 году бизнесмен Александр Мамут выкупил LiveJournal, ресурс стал частью холдинга SUP Media и юридически российской платформой. Однако к тому моменту его позиции заметно ухудшились. Конкуренты привлекали пользователей новыми техническими возможностями.
Соцсети нового поколения активно стали отбирать аудиторию и у традиционных каналов получения информации: в 2015 году суточное количество посетителей «ВКонтакте» превысило число зрителей «Первого канала».
Социальные медиа стали и одной из самых популярных площадок для рекламодателей, особенно для малого бизнеса. До 2022 года, когда часть иностранных компаний была заблокирована на территории России, рекламный рынок в соцсетях, по данным «Гидмаркета», рос ежегодно на 10–15% и достиг 54,4 млрд руб. в 2021 году. Здесь компании получили невиданную ранее возможность исследования потенциальных клиентов: на собственных страничках пользователи сами предоставляют информацию о своих предпочтениях и вкусах. Санкции в целом не изменили ситуацию. Сегодня каждый россиянин имеет аккаунты в среднем в двух с половиной социальных сетях.
Однако в последние годы аудитория частично стала перетекать из традиционных социальных медиа в мессенджеры. В 2013 году была создана главная на сегодня площадка Рунета Telegram. Через несколько лет телеграм-каналы превратились в самостоятельные СМИ, а дневная аудитория этого мессенджера, по данным исследования Mediascope, в феврале этого года составила 50,2 млн человек.
Из инструмента для поиска одноклассников и общения с коллегами по работе социальные сети превратились в площадки, где мы читаем новости, покупаем товары и практически живем.

Пакеты для подключения дешевеют до $50. Мобильная связь в России становится массовой.
Сотовая связь появилась в России 9 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге. Первый символический звонок совершил лично мэр города Анатолий Собчак. В следующем году вышки для передачи сигналов появились и в Москве. Но сотовая связь тогда была невероятно дорогим развлечением. Даже в 1995 году минута разговора стоила от $0,5 до $1 при средней зарплате по стране $30 в месяц.
Однако уже было понятно, что потенциально это огромный и перспективный рынок. Многие компании пытались занять его, но почти сразу сформировалась так называемая «большая тройка» — три крупных оператора, жестко конкурирующих между собой. В 1993 году появилась компания «Северо-Западный GSM» (ныне «МегаФон»), в 1996–1997 годах — МТС и «Билайн». Их конкурентная борьба как раз и обеспечила снижение цен.

Компания «Билайн», стремясь восстановить финансовые показатели после дефолта 1998 года (многие состоятельные клиенты тогда отказались от сотовой связи), летом 1999 года первой радикально снизила цены, предложив базовый пакет за $49. Одновременно на рынке появились дешевые модели телефонов Nokia и Siemens по цене менее $100. Сотовая связь начала стремительно распространяться среди населения, включая пенсионеров и студентов. Цены на нее пошли вниз: в 2000-м минута разговора стоит уже $0,2, а еще через десять лет — менее $0,05. В декабре 2007 года число пользователей сотовой связи в России выросло до 172,87 млн абонентов — это больше, чем население страны.
В 2000-х отрасль подверглась еще одной трансформации — новые стандарты связи позволили повысить скорость и качество мобильного интернета и связи, произошла консолидация рынка: региональные компании были поглощены федеральными игроками, а к «большой тройке» присоединился четвертый игрок — Tele2. Но главное — изменился сам подход к использованию сотового телефона. Он стал обязательным предметом для любого жителя страны, включая школьников.
И тем не менее россияне почти перестали звонить по сотовой связи. Телефон сегодня нужен исключительно для доступа в интернет, откуда можно в том числе совершить звонок и включиться в переписку. Впервые трафик мобильного интернета обошел трафик связи в 2017 году. В тот же году рынок телекоммуникационных услуг перешагнул отметку 1,6 трлн руб. Ожидается, что в 2023 году телекоммуникационный рынок может превысить 1,9 трлн руб.
Сегодня в России насчитывается 252 млн абонентов. Сотовые операторы перестали гнаться за новыми клиентами, а сосредоточились на росте среднего чека. Кроме того, появился другой перспективный вектор развития: 14% всех сим-карт уже используются не людьми, а «умными» устройствами: пылесосами, шлагбаумами, камерами наблюдения. Считается, что в ближайшие годы именно этот сегмент рынка будет расти наиболее динамично.

Теперь Московская биржа ММВБ-РТС — главная биржа страны, а ее индексы — ориентиры для бизнеса, отражающие состояние российской экономики.
Индекс РТС появился в 1995 году как главный показатель состояния фондового рынка страны. Он рассчитывался в долларах (рубль был в тот момент сильно волатилен) на основе стоимости 13 крупнейших компаний из различных сфер экономики. Показатель их капитализации на отчетную дату был принят за 100.

К 1996 году индекс РТС составлял почти 600 пунктов, затем упал до 37,74 осенью 1998 года, медленно рос в 2000-е и достиг исторического максимума в 2008 году, почти приблизившись к 2500 пунктам. В конце 2021 года он превышал 1600, а сейчас колеблется в районе 1000. При изучении индекса видно, что раз в десять лет он показывает значительный рост: в 1999-м (+197%), в 2009-м (+ 129%) и в 2019-м (+ 44,9%).
С 2012 года, после объединения бирж, и индекс РТС, и индикатор ММВБ вычисляются по одинаковой формуле. Единственное различие: РТС рассчитывается в долларах, ММВБ — в рублях.
Сегодня этот показатель основан на данных ценных бумаг 42 компаний, среди которых из первоначального списка остались ЛУКОЙЛ, «Норникель» и «Ростелеком».

С ее помощью компании избавятся от лишнего документооборота, а сотрудники — от лишней головной боли с отчетностью.
Бизнес-карта становится инструментом, который существенно упрощает жизнь предпринимателей: расчёты и банковские операции становятся быстрее и удобнее.
Первые карты позволяли совершать всего три простых действия: внесение и снятие наличных и оплату покупок в магазине через терминал. Но этот функционал уже существенно разгрузил бухгалтерию предприятий.

Функционал же современных бизнес-карт значительно шире, чем восемь лет назад. Например, сейчас можно выпустить неограниченное количество карт для сотрудников и установить на них лимиты. Это позволяет контролировать расходы и операции персонала и еще больше снижает нагрузку на руководство и бухгалтерию.
Карты существенно упрощают оплату расходов в командировках. Бухгалтер может посмотреть подробную детализацию всех трат работника в служебной поездке, а после возвращения не возникнет проблемы пересчета и возврата неиспользованных наличных.
Сегодня с помощью бизнес-карты можно совершать онлайн-покупки и круглосуточные переводы денежных средств контрагентам (не надо ждать начала банковского дня, чтобы партнер или заказчик получил деньги). На бизнес-карты распространяются почти все возможности карт для физических лиц: программы кешбэка, кредитные лимиты, с помощью которых предприниматели могут круглосуточно воспользоваться заемными средствами.
Следующий этап развития — возможность гибких настроек функционала бизнес-карты под каждого клиента в зависимости от отрасли, назначения платежей и их видов. Например, клиент сам сможет выбирать программы кешбэка, настраивать карты сотрудников только для определенных операций.
В январе 2023 года количество выпущенных бизнес-карт Сбера превысило 2 млн.

Здесь можно узнать о трендах цифровой трансформации и реальных кейсах внедрения инноваций.
Интерес к цифровизации растет последние несколько лет, и, согласно прогнозу Высшей школой экономики, данному в 2020 году, спрос на цифровизацию промышленности в России увеличится к 2030 году в 14 раз. По данным новых исследований, сегодня тренд сохраняется: 89% российских компаний видят потенциал цифровой трансформации, а 32% уже реализуют ее в своем бизнесе.
Однако любое из IT-решений само по себе не панацея. Внедрение «цифры» принесет компании ощутимую пользу, если учтены и стратегические цели, и реалии отрасли, и сложившийся в компании подход к ведению бизнеса. Чтобы помочь предпринимателям разобраться в нюансах цифровизации, вдохновиться успешными кейсами, не повторять чужих ошибок, и был создан «СберПро Медиа».

В 2022 году на ресурсе появилось отдельное образовательное пространство, посвященное цифровому развитию. Здесь компании обмениваются опытом внедрения новых технологий на производстве или в продажах, рассказывают, как сократили расходы благодаря автоматизации и оцифровке отдельных операций или бизнеса целиком, учатся внедрять Agile-принципы в работу и добиваться поставленных целей.
В 2023 году запущен масштабный онлайн-курс «Цифровое развитие бизнеса», эксперты курса помогают разобраться с практическими вопросами трансформации — определением показателей, выбором технологий, организацией работы с командой.
Подать заявку на получение персональных решений для цифровой трансформации компании может любой представитель бизнеса. Команда специалистов Сбера поможет определиться с целями и разработать стратегию, а также подберет конкретные решения и разработает способы их интеграции.
